Макинтош, Чарльз Ренни

Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.

Род деятельности: архитектор, художник, дизайнер
Дата рождения: 7 июня 1868
Дата смерти: 10 декабря 1928
Гражданство: Шотландия
Самые известные работы: новое здание Школы искусств в Глазго, Хилл-хаус, Чайные комнаты  в Глазго

Сайт: http://crmsociety.com/

Биография и творчество

Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник стиля “ар нуво” в Великобритании, родился в Глазго, в 1868 году. В 1877—1884 годы учится в колледже (Alan Glen s High Scool). А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств – архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго. Закончив обучение в 1889 году, Макинтош работает ассистентом в архитектурном бюро  «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго. В 1890 году он получает специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.

Чарльз Ренни Макинтош, `House for an Art Lover` in Bellahouston Park, Glasgow, фото

Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаше всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий.

Чарльз Ренни Макинтош, A Southern Port, фото

В 1893 году Макинтош создает свой первый самостоятельный архитектурный проект – башню для здания “Глазго Геральд”. В это же время он проектирует мебель и интерьеры. Макинтош очень быстро получает широкую известность в Европе.

Чарльз Ренни Макинтош, In Fairyland 1897, фото

Проект здания Школы искусств Макинтоша победил в конкурсе. На протяжении 12 лет велось строительство.
В своем проекте Макинтош пошел нетрадиционным путем. Поиски в области новых способов формообразования привели его к методу проектирования “изнутри наружу”. Функциональное назначение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, потребность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остекленность северного фасада.

Чарльз Ренни Макинтош, Interior hall of The Hill House, 1903, фото

Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) – это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды. Школа Искусств в Глазго создавалась именно таким способом.

Чарльз Ренни Макинтош, Library, Glasgow School of Art, 1909, фото

Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго – церковь Куинс-Кросс, школу на Скотланд-стрит.

Чарльз Ренни Макинтош, Ruchill Church Hall, фото

Еще одно направление его деятельности – дизайн жилища. Свое представление о жилье Макинтош воплотил в трех проектах:

  • 1900 год, “Уиндхилл”, дом, спроектированный Макинтошем для своего друга Дэвидсона,
  • 1901 год, “Дом любителя искусств” (конкурсный проект),
  • 1903 год, “Хилл Хаус”, дом издателя У. Блэки.

Чарльз Ренни Макинтош, The Harvest Moon, фото

Во всех трех проектах используется метод “изнутри наружу” и применяется принцип тотального дизайна – и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектируются как единая гармоничная система.

Чарльз Ренни Макинтош, Wfm scotland street, фото

Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты “ар нуво” – взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется.

Чарльз Ренни Макинтош, Willow Tea Rooms, фото

За свой недолгий век он создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов, которые копировались, копируются и будут копироваться. В его интерьере доминирует геометрия, предметы графичны, конструктивны, а лишнее удалено. Самый известный объект, созданный им,—знаменитый стул с необыкновенно высокой решетчатой спинкой. У него трапециевидное сиденье, прямые ножки. И прямо.таки средневековая монументальность. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор. Эти предметы настолько выразительны и самодостаточны, что требуют особого подхода. Вместе с тем даже одна вещь от Макинтоша характеризует интерьер как неординарный, с претензией на интеллектуальную подачу.

Стул Чарльза Ренни Макинтоша, фото

Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Ч. Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».

Чарльз Ренни Макинтош, дизайн музыкальной комнаты, фото

Работы Чарльза Макинтоша  можно условно разделить на три основные области: общественные здания, частные дома и чайные комнаты. Первый проект чайной комнаты был реализован им в 1900 году, и вероятно является наиболее уникальным вкладом в развитие архитектуры и дизайна, в котором все элементы собрались в единой  среде. Эти лёгкие, элегантные и современные интерьеры имели огромное отличие от задымленных улиц и песчаных ландшафтов Глазго.

Чарльз Ренни Макинтош, Хилл-хаус, фото

В 20-х годах всё большее влияние на развитие архитектуры оказывает прогрессивное функционалистическое движение Германии и Австрии. Стиль Макинтоша и Школы Глазго, возникший из традиционной шотландской сельской эстетики и ремесла становятся неинтересны публике.

Чарльз Ренни Макинтош, столовая, фото

В 1923 г. он переехал на юг Франции, где он провел последние пять лет его жизни перед смертью в Лондоне. Несмотря на все разочарования архитектора, его работы в Глазго, многие из которых используются и сегодня, вошли в историю мировой архитектуры и дизайна как одни из самых важных произведений, они  актуальны — мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается, а его дизайнерский метод стал основой мастерства для последующих поколений.

Чарльз Ренни Макинтош, цветок, фото

Чарльз Ренни Макинтош, столовая, фото

Чарльз Ренни Макинтош, эскиз настенной декорации, фото


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Макинтош, Чарльз Ренни